В современных экономических условиях первоочередное значение имеют:
- развитие экономического потенциала города, повышение конкурентоспособности ведущих предприятий реального сектора экономики;
- улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу;
- создание благоприятной среды для ведения бизнеса; поддержка всех форм предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса;
- повышение эффективности бюджетной политики на основе оптимизации использования финансовых ресурсов и муниципального имущества;
- модернизация отраслей городского хозяйства и социальной сферы.
2.1. Инвестиционный климат
Особое внимание предполагается уделять вопросам повышения инвестиционной привлекательности Смоленска. С этой целью запланирован ряд мероприятий в сфере территориального планирования и совершенствования нормативной базы градостроительной деятельности.
В текущем году необходимо рассмотреть и утвердить Генеральный план города Смоленска, который представляет собой стратегию градостроительной деятельности до 2025 года.
Генеральный план города Смоленска предусматривает:
- формирование нового жилого района в южной части города с учетом выноса гражданского (Южного) аэродрома;
- организацию нового жилого района «Кловка»;
- формирование транспортно-логистической зоны в районе Гнездово;
- развитие города по трем основным планировочным осям – р. Днепр, Рославльское шоссе и проспект Гагарина;
- создание новых промышленных площадок в правобережной части города в зоне акустического дискомфорта аэропорта «Северный».
Одной из важнейших задач Генерального плана является реконструкция застройки исторического центра, в том числе и жилой.
После утверждения Генерального плана будут внесены соответствующие изменения в Программу развития систем коммунальной инфраструктуры, а также в Правила землепользования и застройки города Смоленска.
Для привлечения инвесторов подготовлены 22 инвестиционных проекта и 19 инвестиционных площадок, информация размещена на сайте Администрации города Смоленска и направлена в Администрацию Смоленской области для совместной работы с инвесторами. Готовится информация еще по 8 проектам в области туризма.
Рассматриваются предложение инвесторов о строительстве в городе мусороперерабатывающего комплекса.
Кроме того, планируется работа по следующим направлениям:
- развитие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- распространение информации об инвестиционных возможностях Смоленска, разработанных проектах и предложениях, нормативно-правовой базе, регламентирующей инвестиционную деятельность;
- проведение презентаций города и отдельных инвестиционных проектов, распространение информационно-рекламных материалов;
- привлечение к работе на территории города организаций с иностранным участием, международных банков;
- участие в семинарах, выставках, ярмарках, проводимых как в городе Смоленске, так и за его пределами;
- привлечение инвестиций на социальные объекты из бюджетов вышестоящих уровней (участие в отборе инвестиционных проектов на получение субсидий из областного бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры).
В 2009 году на территории города Смоленска за счет средств федеральных и областных бюджетов осуществляется строительство федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, реконструкция хирургического корпуса № 1 Смоленской областной клинической больницы, реконструкция ОГУ здравоохранения «Смоленский кожно-венерологический диспансер», продолжается строительство СОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки» (дом-интернат для детей-инвалидов), пос. Вишенки, ведется строительство физкультурно-оздоровительного и спортивного комплексов и др. объектов.
2.2. Повышение эффективности бюджетной политики
Состояние экономики оказывает непосредственное влияние на формирование бюджета города. В целях повышения эффективности бюджетной политики планируется:
- осуществление контроля за своевременным перечислением налоговых платежей в бюджет города субъектами хозяйственной деятельности;
- совершенствование взаимодействия с налоговыми органами, усиление мер воздействия на плательщиков, имеющих задолженность по платежам, поступающим в бюджет города – организация деятельности межведомвственной комиссии при Администрации города Смоленска по налоговой политике;
- повышение эффективности использования муниципального имущества, увеличение неналоговых доходов городского бюджета;
- продолжение работы по технической инвентаризации и оценке объектов муниципальной собственности, государственной регистрации права муниципальной собственности и права аренды, межеванию земельных участков под объектами муниципальной собственности и многоквартирными жилыми домами;
- усиление контроля за поступлением платежей за аренду имущества и земли, продолжение претензионной работы;
- оптимизация численности работников бюджетной сферы и органов местного самоуправления, обеспечение реструктуризации бюджетной сети при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг;
- недопущение роста кредиторской задолженности по принятым расходным обязательствам.
Администрация города не может не учитывать проблемы, порождаемые экономическим кризисом, в частности, ухудшение условий формирования бюджета города Смоленска. Учитывая серьезность проблем, возникших в экономике города, в Администрации города создана рабочая группа по выработке мер противодействия финансовому кризису, направленных на преодоление его негативных последствий, а также влияющих на наполнение городского бюджета. Предпринимаются меры по разработке антикризисной программы.
Совместно с Центром занятости разработан ряд антикризисных мер по сохранению рабочих мест и переподготовке высвобождающихся работников, стажировке выпускников на предприятиях города, опережающему обучению сотрудников, находящихся под угрозой увольнения, по содействию самозанятости и развитию малого предпринимательства, привлечению организаций города к участию в конкурсах по поставке товаров и оказанию услуг в рамках муниципального заказа.
На протяжении последних лет Администрацией города особое внимание уделялось контролю за своевременной выплатой заработной платы организациями города; проводится индивидуальная работа с предприятиями-должниками. В 2009 г. эта работа будет продолжена.
2.3. Эффективное использование муниципального имущества
В процессе управления муниципальным имуществом решаются задачи его учета, контроля за эффективным и целевым использованием, сохранностью. Доходы от использования муниципального имущества и земельных ресурсов являются основным неналоговым источником бюджета города.
Решением Смоленского городского Совета от 26.12.2008 №1048 утвержден Прогнозный план приватизации муниципального имущества города Смоленска на 2009 год. План предусматривает приватизацию 39 объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности города Смоленска, по которым будут приняты решения об условиях приватизации. Прогнозируемые на 2009 год доходы бюджета города Смоленска от приватизации указанных объектов составляют 86,5 млн. руб.
В настоящее время действует 917 договоров аренды муниципального имущества. Площадь, сдаваемых в аренду помещений составляет 87,8 тыс. кв. м. Доходы в бюджет города от аренды в 2009 году запланированы в размере 108,32 млн. руб. Также действует 126 договоров аренды земельных участков. Площадь, сдаваемых в аренду земельных участков составляет 402,8 тыс. кв. м.Доходы в бюджет города от аренды земельных участков в 2009 году запланированы в размере 16,4 млн. руб.
Увеличение доходов бюджета от использования муниципального имущества планируется за счет усиления контроля за поступлением арендной платы, проведения проверок по соблюдению арендаторами условий договоров и ведения претензионной работы.
Будет продолжена работа по технической инвентаризации объектов недвижимости, находящейся в муниципальной собственности.
Для перехода на поквартирный учет жилых помещений в многоквартирных жилых домах и в целях выяснения доли муниципальной собственности в общем имуществе многоквартирных домов будет проведена инвентаризация неприватизированных квартир.
Стоит задача достижения максимальной прозрачности и эффективности при проведении торгов по продаже муниципального имущества, а также передаче в аренду муниципального имущества и земельных участков, для чего были внесены изменения в методики расчета арендной платы и разработано новое положение «О порядке заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Смоленска».
Продолжается работа по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества. Сформировано 1000 земельных участков под жилыми домами, из них 941 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
2.4. Формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности
В целях формирования комфортных условий для ведения бизнеса, содействия развитию конкуренции, устранению излишних административных барьеров планируется:
- поддержка субъектов малого предпринимательства, занимающихся обеспечением жителей города продуктами питания и другими товарами повседневного спроса через магазины «шаговой доступности», находящиеся в непосредственной близости от жилых домов;
- проведение конкурсов профессионального мастерства работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания, мастер-классов, выставок-продаж, семинаров;
- обеспечение приоритетного развития общедоступной сети предприятий быстрого питания в районах города с более низкими показателями обеспеченности населения услугами общественного питания;
- предоставление площадок для организации работы летних кафе в весенне-летний период;
- организация встреч представителей торговли и предприятий местной промышленности для ознакомления с новыми образцами выпускаемой продукции, проведение выставок по продаже потребительских товаров с привлечением к участию в них местных товаропроизводителей;
- оказание содействия участию субъектов малого и среднего предпринимательства в ярмарках, выставках, презентациях и других мероприятиях, способствующих продвижению продукции, работ, услуг;
- совершенствование форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение участия малых предприятий в осуществлении муниципального заказа;
- проведение конкурсного отбора инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории города Смоленска, создающих и реализующих инновационную продукцию (производство товаров, разработка технологий, выполнение работ, оказание услуг), для предоставления субсидий за счет средств бюджета города Смоленска;
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по арендной плате за нежилые помещения немуниципальных форм собственности;
- субсидирование части затрат по уплате процентной ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями субъектам малого и среднего предпринимательства для реализации их бизнес-проектов.
2.5. Устранение инфраструктурных ограничений экономического роста
Поступательное развитие экономики невозможно без устранения инфраструктурных ограничений. Применительно к муниципальному уровню это означает развитие находящихся в ведении органов местного самоуправления систем коммунальной и транспортной инфраструктуры, муниципального общественного транспорта.
Важнейшим элементом транспортной системы города является пассажирский общественный транспорт. Пассажирский общественный транспорт города Смоленска в составе двух муниципальных предприятий, 15 частных перевозчиков и двух индивидуальных предпринимателей обеспечивает ежедневную транспортную подвижность двух третей населения.
В целях улучшения транспортного обслуживания жителей города планируется внедрение новой маршрутной сети, разработанной ЗАО «Научно-исследовательский проектный институт территориального развития транспортной инфраструктуры» на основании проведенного обследования пассажиропотоков в рамках разработки Комплексной схемы организации дорожного движения. Новая маршрутная сеть позволит разгрузить основные площади города, соединит отдаленные районы с центром и между собой. Кроме того, автобусные маршруты охватят ранее незадействованные городские районы (улицы Бакунина, Ломоносова, М. Конева, Свердлова).
Для обновления изношенного парка муниципальных транспортных предприятий подана заявка в Администрацию Смоленской области на приобретение 5 автобусов для МУП «Автоколонна» и 5 троллейбусов для МУ «Трамвайно-троллейбусной предприятие». В целях социальной защиты инвалидов предполагается в числе указанных транспортных средств приобрести низкопольные автобусы (2 ед.) и троллейбусы (2 ед.).
В целях разгрузки транспортных артерий и ликвидации скопления транспорта на конечных остановках, а также повышения безопасности перевозок будет продолжена работа по переводу автобусов типа Газель на транспорт высокого экологического класса большей вместимости. При проведении конкурсов на право обслуживания муниципальных маршрутов будет учитываться намерение частных перевозчиков заменить транспорт малой вместимости на более комфортабельные автобусы.
Развитие города, массовая застройка отдельных микрорайонов вызывает необходимость расширения транспортной сети города. В 2008 году выполнены проекты строительства новой троллейбусной линии в 7 и 8 микрорайонах «Киселевки» и тяговой подстанции для электроснабжения данной троллейбусной линии, по переустройству кабельных линий тяговой подстанции №2 по ул. Урицкого. В перспективе планируются работы по строительству данных объектов.
Проведенные обследования улично-дорожной сети города Смоленска показали, что значительная часть автомобильных дорог практически исчерпала свою пропускную способность и работает в режиме перегрузки, качество дорожных покрытий большинства улиц не соответствуют эксплуатационным требованиям, т.к. их капитальный ремонт не производился более 10 лет. Увеличение количества транспорта на улицах областного центра в сочетании с эксплуатационными недостатками улично-дорожной сети, организации пешеходного движения, морально устаревшим оборудованием светофорных объектов требует комплексного подхода и принятия неотложных мер по реконструкции улиц города, совершенствованию организации дорожного движения.
Основными задачами для решения вышеуказанных проблем являются:
- оптимизация городской дорожной сети с целью сокращения маршрутов движения автомобильного транспорта и разгрузки центральной части города;
- увеличение пропускной способности городских улиц и дорог путем проведения их ремонта и реконструкции.
В 2009 году планируется выполнить первоочередные мероприятия:
- разработка ПСД на реконструкцию улицы Верхний Волок с устройством дополнительной полосы движения в сторону улицы Соболева и реконструкция улицы Смольянинова, что позволит разгрузить поток транпорта по улицам Шевченко, Бабушкина, Индустриальная, Шкадова, проспект Строителей;
- капитальный ремонт 1-го Краснофлотского переулка;
- разработка ПСД на устройство светофора на перекрестке улиц Рыленкова и П. Алексеева и расширение улицы Рыленкова в районе рынка «Киселевский»;
- завершение реконструкции проезда М. Конева и капитального ремонта ул. П. Алексеева;
- разработка ПСД на ремонт дороги на поселок Анастасино.
Будет решаться вопрос финансирования строительства дороги к микрорайону «Соловьиная роща».
При разработке ПСД на капитальный ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети предусматриваются мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.
В настоящее время на ряде улиц города (ул. Кирова, ул. Фрунзе,42 на остановке общественного транспорта «РТС», на перекрестке улиц Н-Неман и Николаева) установлены дорожные знаки, изготовленные с применением световозвращающих пленок алмазного типа. Проводятся работы по установке ограждений, отделяющих тротуары от проезжей части на пл. Смирнова, ул. Крупской в районе Медгородка, ул. Шевченко и т.д.
Для усиления контроля за качеством дорожных работ заключен договор на проведение надзора со специализированной организацией ООО НПЦ «Смоленский СоздорНИИ».
Будут реализовываться инвестиционные программы организаций коммунального комплекса – филиала ОАО «ТГК-4» - «Смоленская региональная генерация», СМУП «Горводоканал», МУП «Смоленсктеплосеть». Планируется решение следующих основных задач.
В сфере теплоснабжения – ликвидация морально и физически устаревших нерентабельных котельных с подключением существующих потребителей к магистральным тепловым сетям. В рамках решения данной задачи в 2009 г. будет осуществлена реконструкция тепловой сети с применением предизолированных труб от ЦТП-138 до бани №4 с одновременной ликвидацией низкорентабельной котельной по 2-му Краснинскому переулку, что приведет с уменьшению себестоимости тепловой энергии. В 2010 г. планируется продолжить модернизацию существующих котельных с установкой современного оборудования и увеличением КПД котлов, в результате будет достигнута экономия затрат, произойдет повышение надежности котельных. Для повышения надежности и качества теплоснабжения города будет продолжено строительство подкачивающей насосной станции по улице Верхний Волок и тепломагистрали по улице Смольянинова.
В сфере водоснабжения - повышение качества питьевой воды путем строительства станций обезжелезивания на водозаборах и скважинах и устройства первого пояса санитарных охранных зон. На 2009 г. запланировано обустройство первого пояса зоны санитарной охраны артезианских скважин Рачевского водозабора. Произведена экспертиза проектно-сметной документации по станции обезжелезивания по пр. Гагарина. Строительство станции будет производиться в 2010 г.
В сфере водоотведения - экологической безопасности, защиты природных комплексов от загрязнения, для чего необходимо осуществлять проектирование и строительство новых канализационных коллекторов с целью разгрузки существующих. В рамках решения данной задачи в 2009 г. планируется окончание строительства канализационного коллектора по улицам Нахимова – 2-ая Вяземская, завершение проектирования самотечного коллектора от м/р Королевка; а также обустройство санитарно-защитных зон канализационных насосных станций и очистных сооружений.
Большое значение будет уделено реализации мероприятий по экономии электроэнергии и других коммунальных ресурсов, в частности, по установке приборов учета коммунальных ресурсов у потребителей, в том числе, в жилых домах, использованию энергоэффективного оборудования. На цели финансирования установки приборов учета планируется направить в том числе средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, предназначенные для капитального ремонта жилищного фонда. В рамках инвестиционной программы СМУП «Горводоканал» предусмотрена установка 100 узлов учета холодного водоснабжения, что послужит стимулом для управляющих компаний и граждан для экономии воды и соответственно приведет к снижению затрат предприятия на подъем и транспортировку ресурса.
Возможности организаций коммунального комплекса по модернизации производства и повышению качества услуг во многом зависят от осуществляемой тарифной политики. При формировании тарифов решается двуединая задача: обеспечить предприятия необходимыми ресурсами – с одной стороны, обеспечить доступность их услуг для потребителей – с другой.
Тарифы на услуги коммунальных организаций – источник финансирования их производственных программ. Надбавки к тарифам и плата за подключение направляются на финансирование инвестиционных программ. Так, примерно 65% средств СМУП «Горводоканал», направляемых в 2009 г. на реализацию инвестиционной программы в части мероприятий по модернизации инженерных сетей, будет получено за счет надбавки к тарифам на услуги организации, новое строительство полностью финансируется за счет платы за подключение. Для повышения финансовой устойчивости организаций коммунального комплекса, повышения их инвестиционной привлекательности необходимо решить следующие задачи в области тарифного регулирования:
- доведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня;
- проведение единой ценовой и тарифной политики по коммунальным услугам для населения и организаций (ликвидация перекрестного субсидирования).
2.6. Развитие межрегиональных и международных связей
В целях продвижения товаров местных предпринимателей на новые рынки планируется оказание содействия предприятиям города по участию в выставочно-ярмарочной деятельности.
Кроме того, планируется создание условий для развития въездного туризма, формирование имиджа города Смоленска как перспективного туристического центра России (участие в международных туристических выставках, изготовление рекламно-информационной продукции, организация рекламных туров по Смоленску, презентация города Смоленска в крупных городах России и посольствах зарубежных стран, распространение сувенирной продукции). Для развития города как туристического центра будет осуществляться координация работы по благоустройству прилегающих к памятникам истории и культуры территорий, улучшение состояния городских экскурсионных маршрутов.
У Смоленска установлены тесные партнерские связи с семью городами – Хаген (Германия), Варшава-Урсынов и Кутно (Польша), Тюль (Франция), Тарговиште (Болгария), Витебск (Белоруссия). В плане развития международных связей подписан договор о дружбе и сотрудничестве с городом Крагуевац (Сербия).
2.7. Организация муниципального управления
В целях повышения эффективности муниципального управления предусматривается работа по обеспечению открытости органов местного самоуправления, внедрению принципов стратегического планирования, повышению ориентированности деятельности органов местного самоуправления на результат.
Планируется:
- продолжение работы по интеграции всех информационных ресурсов в единую муниципальную геоинформационную систему;
- дальнейшая организация работы «виртуальной приемной», актуализация действующих порталов официального сайта Администрации города;
- широкое освещение в средствах массовой информации наиболее актуальных вопросов и проблем, проведение брифингов, пресс-конференций, "круглых столов";
- активизация работы по развитию форм территориального общественного самоуправления - выработка системы мер по поддержке территориального общественного самоуправления, стимулированию активности и инициативы граждан в вопросах контроля за деятельностью управляющих организаций, осуществлением работ по благоустройству города, поддержанием порядка и выполнением санитарных норм;
- разработка мер по повышения эффективности деятельности муниципальных предприятий.
|