Трудно себе представить нынешний город-красавец на Днепре без того, что создал в нем выдающийся русский скульптор А. Г. Сергеев. В мраморе, граните, бронзе, алюминии, в гипсе, хрупкой глине, в дереве отражены многовековая и героическая история Смоленска, выдающиеся деятели, славные земляки и простые люди – созидатели материальных и духовных благ, оставившие добрый след на земле. Все, созданное руками ваятеля, носит печать самобытного и яркого таланта, незаурядной личности художника, педагога, ученого, мудрого наставника молодежи.
А. Г. Сергеев родился 30 апреля 1926 года в деревне Левинки Темкинского района. Отец Георгий Сергеевич (1894-1967) рабочий Путиловского завода в Петрограде, участник Октябрьской революции. В 1918 году возвратился в родные места и поступил на работу в вагонное депо ст. Вязьма. Работал слесарем, затем мастером. Трудился на одном месте более сорока лет. Награжден орденом Ленина, многими медалями, в том числе "За оборону Москвы". Мать Александра Ивановна (1900-1987) домохозяйка. В 1933 году семья Сергеевых переехала в Вязьму.
В 1941 году А. Г. Сергеев окончил семь классов средней школы № 3. В 1944 году призван в Советскую Армию. Ефрейтор-артразведчик 764-го армейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка 51-й армии Прибалтийского фронта. Награжден орденом Отечественной войны II степени, многими медалями.
В 1950 году А. Г. Сергеева демобилизовали из армии. Вопрос о выборе будущей профессии в сущности был решен им еще до призыва на военную службу. С детских лет увлекался рисованием, лепкой. Получал поддержку и одобрение родителей. Отец часто брал сына в поездки в столицу. Вместе они посещали Третьяковскую галерею, Исторический музей, выставки художников, парки культуры и отдыха. Таким образом мальчик приобщался к таинствам великого искусства русских и зарубежных мастеров живописи, скульптуры, декоративного искусства. В 1936 году мать привела его в художественную студию г. Вязьмы, которую организовал подвижник, талантливый педагог, художник Сергей Владимирович Журавлев, воспитавший не одно поколение вяземских живописцев, графиков, книжных иллюстраторов, учителей рисования. Он первым заметил у А. Г. Сергеева не только большой интерес, но и способности к лепке. А. Г. Сергеев не прекращал заниматься любимым делом на фронте, в послевоенное время. Принимал участие в оформлении ленинских комнат, клубов, Домов офицеров. Получал поощрительные премии за выполнение работы.
В 1950 году поступил и в 1955 году окончил Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова (ныне Н. К. Рериха). Получил специальность скульптора-исполнителя. В том же году поступил и в 1961 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. Стал дипломированным художником-скульптором.
В 1961 году приехал в Смоленск. Был принят ассистентом художественно-графического факультета СГПИ. В 1967 году присвоено ученое звание доцента. Ныне профессор Смоленского государственного педагогического университета. В 1961 году вступил в члены Союза художников СССР. В 1975 году ему присвоено звание заслуженного художника РСФСР, в 1986 году – народного художника РСФСР. В 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями. С 1962 по 1986 год возглавлял правление5 Смоленской организации Союза художников РСФСР.
Выставки в Ленинграде, Москве (1959, 1960, 1961, 1962, 1963), на которых были представлены произведения А. Г. Сергеева, получили благожелательные отклики в центральной и местной печати. Стало ясно, что в русской скульптуре появилось новое талантливое имя. Со своим собственным видением мира, своеобразным использованием традиций национальной пластики, жанровым многообразием, высокой исполнительской техникой и культурой.
Рядового участника Великой Отечественной войны, артиллерийского разведчика всегда занимала тема увековечения подвига советского человека как на фронте, так и в глубоком тылу, где также ковалась победа над немецко-фашистскими захватчиками. Ему, пережившему все ужасы фашистской оккупации, были близки и понятны боль, горе и страдание людей, восхищение мужеством и героизмом партизан и партизанок – тех, кто боролся с врагом в патриотическом подполье.
Этапной в творческой биографии А. Г. Сергеева явилась работа над созданием скульптуры "Скорбящей матери". Она заняла два года (1963-1965) вдохновенного труда и является центральной фигурой в мемориальном комплексе, созданном в содружестве с художником С. С. Новиковым, архитектором Д. Г. Стемпаржицким. Он был сооружен в 1965 году возле братской могилы смоленских подпольщиков, расстрелянных немцами в 1942-1943 гг. На черном гранитном камне надпись: "Народ будет вечно помнить вашу верность советской Родине". С другой стороны выбиты стихи Н. И. Рыленкова:
Я мать скорбящая. Как совесть, я бессонна.
Замученных людей я помню каждый стон.
Пусть знают палачи, что нет святей закона,
Чем справедливого возмездия закон!
Об огромной эмоциональной силе этого русского реквиема о погибших за правое дело прекрасно написал Петр Проскурин:
"Однажды я приехал в Смоленск зимой и долго стоял у Матери Скорбящей – монумента, возведенного на южной окраине города; Скорбящую я увидел впервые в легких сумерках, когда по земле мела сухая январская поземка. У Скорбящей суровое лицо, тяжелые, набрякшие руки крестьянки, она словно остановилась в горьком раздумье перед порогом, который нет сил переступить. На этом месте захоронено около семидесяти тысяч советских людей, замученных фашистами; Мать Скорбящая, устремленная в тяжкую, неподвластную живому человеку, даль взглядом, стоит посреди великой, бескрайней тоскливой равнины и в летний зной, и в январскую стужу, стоит бессменно… Ползла бесшумная поземка, и белое пространство земли шевелилось, приходило в движение; медленно гасли под холмами снега красные гвоздики, кем-то, очевидно, совсем недавно положенные; казалось, что Скорбящая осталась теперь совершенно одна на земле со своим неизбывным горем – олицетворяя собой миллионы и миллионы живых матерей, давших жизнь и благословивших сыновей в неведомую, трудную, оттого и прекрасную дорогу; сама же мать, ничего не требуя взамен за свои неимоверные труды и заботы, остается по жестокому, но необходимому закону жизни, ждать у родного порога, ждать и верить в будущее своих сыновей. И надеяться, что путь их будет долог и надежен; сила и вера матерей всегда заключалась в бессрочной надежде".
Следующей рубежной вехой в творческой биографии Альберта Сергеева стал памятник "Советской гвардии, рожденной в боях под Ельней", над которым он работал в 1965-1971 годах. В народе его чаще всего называют памятником первогвардейцам. Замысел его вызревал десятилетиями. Еще на студенческой скамье, в долгих творческих размышлениях, в поездках по местам боевых действий. Постепенно, преодолев неизбежную в таких случаях опасность не справиться с поставленной задачей, принял твердое решение – памятнику быть.
Много дали скульптору встречи с генерал-лейтенантом И. Н. Руссияновым, бывшим командиром 100-й стрелковой дивизии, ставшей под Ельней 1-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизией, а также с генерал-майором М. С. Батраковым, бывшем командиром 165-го стрелкового полка 107-й стрелковой дивизии, преобразованной затем в 5-ю гвардейскую стрелковую дивизию, получившим один из первых в 1941 году звание Героя Советского Союза. Изучал семейные архивы, пытливо всматривался и запоминал фотографии солдат, не пришедших с кровавых полей войны, которые "не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей". Всплывали в памяти лица однополчан-противотанкистов, погибших на поле брани, раздавленных гусеницами "тигров" и "фердинандов", сраженных свинцовыми очередями из автоматов и пулеметов. Работу над будущим памятником первогвардейцам воспринял как личную обязанность, неотвратимый долг перед теми павшими и живыми, кто защитил Отечество, выстоял в бою и победил.
Создание памятника отняло у скульптора много сил, энергии и времени. Но творил ваятель вдохновенно, с подъемом. Часто забывал об отдыхе, отпусках. Решая композиционные проблемы, стремился к простоте и образности, лаконизму в деталях и пропорциях, к максимальной приближенности к натуре и в то же время к предельной обобщенности и выразительности, к масштабному философскому осмыслению сущности воинского подвига, жизни и смерти человека.
"Четверо солдат… Двое стоят гордо выпрямившись, словно заслоняя город; третий, смертельно раненый, падает, не выпуская из рук автомата; четвертый, пытающийся поддержать его, сжимает гранату. В каждом из них воссоздан определенный человеческий характер, - писала исследователь творчества А. Г. Сергеева искусствовед О. Воронова в статье, опубликованной в журнале "Искусство" № 8 за 1976 год. – Они не похожи друг на друга, но их всех роднит волевая целеустремленность, готовность пожертвовать жизнью ради Родины, вера в победу. Это сказывается и в решительности их взглядов и жестов, и в напряженной энергии рук и спин, и в гордой несокрушимой их осанке; кажется – нет силы, способной сдвинуть их с места, веришь, что они умрут, но ни шагу не отступят перед атакующим их врагом".
Сооружение монумента первогвардейцам в г. Ельне явилось важным событием в культурной жизни Смоленского края. Это не только произведение высокого искусства, созданное А. Г. Сергеевым в содружестве с архитектором Г. С. Трониным, но и мощный импульс формирования патриотического сознания и гражданственности населения, в первую очередь – молодого поколения. Выступая на открытии мемориала в 1971 году, генерал-лейтенант И. Н. Руссиянов призывал молодежь "овладевать военными знаниями, а ветеранов войны, не жалея сил и энергии, пока бьется в груди солдатское сердце, передавать свои знания молодежи, чтобы она была достойной преемницей дела отцов".
Одновременно с созданием памятника первогвардейцам в Ельне А. Г. Сергеев и заслуженный архитектор РСФСР Д. П. Коваленко работали над проектом мемориального знака воинам 16-й армии генерал-лейтенанта М. Ф. Лукина, сражавшимся в жаркое лето сорок первого года на улицах древнего Смоленска. В 1969 году обелиск, представляющий собой четырехгранный винтовочный штык, был открыт у развилки улиц Фрунзе и 12 лет Октября. На цоколе надпись: "Трудящиеся Смоленска воинам 16-й армии, 152, 129, 46, 127, 158-й стрелковых дивизий и частей усиления, мужественно сражавшихся с фашистскими захватчиками за город в июле 1941 года". Им же создан памятник воинам 184-й Ярославской Коммунистической стрелковой дивизии в Духовщине.
В многожанровых скульптурных произведениях, исполненных рукой опытного мастера, зримо ощущается стремление выразить сущность русского национального характера. А если говорить точнее, смоленского характера, исторически сформировавшегося на территории, расположенной в верховьях Днепра и его притоков, на пути к сердцу России – Москве. Именно по этой кратчайшей дороге к столице враги стремились ликвидировать Русь, ее государственность, веру, отнять у нее право на самостоятельное существование, сохранение национальной самобытности. И получали жесточайший отпор смолян, дравшихся с врагом не на жизнь, а на смерть. Выживали в этой кровавой сечи те, кто проявлял решительность и смелость, воинскую доблесть и героизм. На генном уровне все это закреплялось в грядущих поколениях, становилось традицией, морально-нравственной нормой, образом жизни людей.
Ваятеля в одинаковой степени интересуют и простые люди родной стороны, и ее знаменитые земляки, люди, связавшие свою жизнь и деятельность с отчим краем, его центром – любимым Смоленском.
Мне часто приходилось бывать в мастерской А. Г. Сергеева. Переступив порог, сразу почему-то вспоминаешь пушкинские строки: "Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую: Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе". Не можешь отделаться от впечатления, что получил путеводитель по истории земли смоленской, России. Словно воскресшие, тебя окружают герои минувших веков и современники, многих из которых ты знал, сохранил тепло их рукопожатий.
Много прекрасных скульптур, посвященных женщинам родного края, создал ваятель. Особое обаяние русской женственности выражено в таких работах, как "Девушка из Смоленска", "Смоляночка", "Портрет матери", "Колыбельная", "Доярка Шубенкова", "Тая", "Отдых в поле", "Полдень", "После купания", "Оля Матвеева", и многих других.
Десятки скульптурных портретов выдающихся деятелей нашей культуры, знаменитых земляков сработаны руками А. Г. Сергеева. Это зодчий Федор Конь и гений русской музыки М. И. Глинка, первопроходец космоса Ю. А. Гагарин и великий скульптор двадцатого века С. Т. Коненков, Герои Советского Союза С. В. Гришин, М. А. Егоров, И. Н. Руссиянов, Герой Социалистического Труда Ф. С. Васильев и бывшие смоленские партизаны И. Р. Шлапаков, И. Т. Матяш, М. И. Бадин, Н. С. Шараев, деятели искусства Т. Н. Яблонская, А. А. Юкляевский, Т. А. Калачевская, литераторы Н. И. Рыленков, Н. Г. Антонов, В. И. Тазов и Герои Отечественной войны 1812 года М. Б. Барклай-де-Толли, П. И, Багратион, Д. С. Дохтуров, почетная гражданка Смоленска М. К. Тенишева, секретарь подпольного райкома партии Я. П. Валуев, историки-краеведы Н. А. Мурзакевич, С. П. Писарев, археолог Е. А. Шмидт и другие. Им созданы мемориальные доски Н. М. Пржевальскому, Г. С. Жукову, М. В. Фрунзе, А. Т. Твардовскому (в Смоленске и Починке), М. И. Исаковскому, надгробие поэту Н. И. Рыленкову, писателю Н. Г. Антонову, академику А. И. Данилову (Москва, Новодевичье кладбище).
Одной из ведущих тем в творчестве А. Г. Сергеева является воплощение в мраморе, бронзе образа великого русского поэта А. Т. Твардовского и его литературного героя Василия Теркина. К решению такой сложной и ответственной задачи скульптор шел долгим и трудным путем. Были пробы, были счастливые находки, удачные варианты композиционного построения будущего памятника. Большие сложности представлял образ Василия Теркина. Дело в том, что почти все крупные советские скульпторы, включая С. Т. Коненкова, создавали свои варианты портрета любимого героя советского народа. Были бюсты в мраморе и бронзе А. Т. Твардовского, созданные другими мастерами.
К 1985 году проект памятника, получивший авторское название "Земляки А. Т. Твардовский и Василий Теркин", представлявший двухфигурную композицию, был завершен и отлит в бронзе. Находясь на различных выставках в Москве, Смоленске, получил благожелательные отзывы в центральной и местной печати, в искусствоведческих журналах, высокую оценку ведущих скульпторов России. Руководство Союза художников Российской Федерации выступило с предложением городским властям установить этот памятник на одной из площадей областного центра. Они приняли рекомендацию и объявили конкурс на лучшее его название. Поступило много различных предложений. Победителем стало название, которое сейчас высечено на монументе: "Александру Твардовскому и Василию Теркину".
Торжественное открытие памятника великому поэту и его литературному герою состоялось накануне пятидесятилетия Великой Победы – 2 мая 1995 года. При массовом стечении народа, в присутствии многих гостей из Москвы, Петербурга, других городов необъятной России медленно опустилось белое полотнище, и перед собравшимися на вечную вахту памяти встали Александр Трифонович Твардовский и Василий Теркин. Такое в истории встречается исключительно редко, чтобы на все времена были увековечены в металле творец поэтического шедевра и его герой.
…Сидят на бревнышке два русских человека, два русских солдата. Подполковник Александр Твардовский и рядовой Василий Теркин. Земляки-побратимы. У поэта накинута шинель на плечи, в руках планшетка. Задумчивый, внимательный, немного уставший взгляд: война – трудная работа, а он еще не возвратился с передовой в редакцию фронтовой газеты с новыми материалами и стихами.
Солдат "царицы полей" пехоты, еще не остывший от яростных атак за тем бугром, где полегло немало однополчан, степенно рассказывает о том, что было там, где нас уж нет. Не спешит развернуть меха гармошки, излить печаль о боевых товарищах, не вернувшихся с поля брани, оттуда, где "Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы. Ради жизни на земле".
Не спешат расставаться земляки. Поделились новостями о том, что делается на той самой прекрасной и дорогой смоленской сторонке, что у каждого одна, погоревали, посетовали – войне конца не видно, но победа будет за нами, хорошо бы встретиться там, в Берлине, откуда война началась.
Памятнику Александру Твардовскому и Василию Теркину стоять веками на смоленской земле, под родными небесами. Напоминать людям, ныне живущим, и потомкам о той страшной войне, в которой наш народ одолел сильного, жестокого и коварного врага, покусившегося на нашу Святыню – Отечество. Побуждать их задумываться о смысле жизни, о своем месте на земле, о патриотическом и гражданском долге перед вечной Россией. Благодарить А. Г. Сергеева за то, что он создал памятник не только поэту и солдату, но и уходящей в историю эпохе.
В апреле 1996 года А. Г. Сергееву, народному художнику России, летописцу родного края, исполнилось семьдесят лет. Ему было присвоено звание "Почетный гражданин города-героя Смоленска".
Альберт Георгиевич завершил такие значительные произведения, как двухфигурная композиция будущего памятника Княгине М.К.Тенишевой и князю В.Н.Тенишеву, поэту М.В.Исаковском. Надеялся, что ему удастся увидеть свои композиции на улицах родного Смоленска.
Скульптор ушёл из жизни 12 декабря 2003 года. Похоронен на Братском кладбище Смоленска. |