Услуги общественного питания предоставляются гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Правилами оказания услуг общественного питания (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.05.2001 N 389, от 10.05.2007 N 276). Некоторые вопросы регулируются Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания.
Эти предприятия вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие действующему законодательству (например, ограничивать курение, запрещать нахождение в зале обслуживания в верхней одежде и другие).
Перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания определяется исполнителем самостоятельно.
Исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, сообщить тип, класс и режим работы предприятия, размещая указанную информацию на вывеске.
Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, которая должна содержать:
- перечень услуг и условия их оказания;
- цены в рублях и условия оплаты услуг;
- наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
- обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;
Эта информация доводится до сведения потребителей, как правило, посредством меню или прейскурантов.
При расчетах за оказываемые услуги потребителю выдается документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;
- безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.
На оказание услуг может быть оформлен предварительный заказ.
При этом потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
Предприятия общественного питания должны иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. |