Что такое недостаток?
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 (далее – Закон) недостатком товара считается его несоответствие:
- требованиям, предусмотренным законом;
- требованиям, установленным договором (если в договоре не оговорены или не полностью оговорены требования, тогда обычно - предъявляемым условиям);
- целям, для которых подобный товар обычно используется;
- целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;
- образцу (описанию) при продаже товаров по образцам (описанию).
Покупатель, обнаружив недостатки товара, вправе потребовать:
- замены на товар этой же марки или товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- возмещения своих затрат на устранение недостатков;
- безвозмездного устранения недостатков;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 18 Закона).
Кроме того, потребитель может потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Особая категория - технически сложные товары. Их перечень является закрытым и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924.
Технически сложные товары
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой
13.
Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные с двумя и более функциями
В отношении вышеперечисленных товаров особый порядок. В течение 15 дней со дня передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, обнаружив любой недостаток в товаре либо предъявить требование о его . замене на такой же товар или товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.
За пределами 15-дневного срока продавец должен удовлетворить требования потребителя в одном из трех случаев:
1. Обнаружены существенные недостатки товара:
- неустранимые недостатки;
- недостатки, которые не могут быть устранены без больших материальных и временных затрат; недостатки, которые выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения.
2. Нарушены установленные Законом сроки устранения недостатков (предусмотрены ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
3. Товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократных поломок.
В случае предъявления потребителем претензии по поводу недостатков товара продавец обязан:
- принять товар и в случае необходимости провести проверку его качества;
- в случае спора о причинах возникновения недостатков провести экспертизу товара за свой счет.
Прим. Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, потребитель возмещает продавцу расходы на проведение экспертизы, хранение и транспортировку товара. |