1. Вам нужно позвонить в диспетчерскую эксплуатационной организации, сообщить о случившемся и вызвать специалистов для устранения аварии.
Обязательно потребуйте, чтобы Вам сообщили, под каким номером занесен в диспетчерский журнал Ваш вызов.
2. Вам нужно подняться к соседям и выяснить причину аварии. (Если виновниками аварии являются Ваши соседи, отвечать за нанесенный ущерб будут они, и эта ситуация не попадает под действие закона РФ "О защите прав потребителей". Если виновата ЖЭО (жилищно-эксплуатационная организация), например, сантехник плохо поставил краны соседям сверху, и это явилось причиной залива, то нужно записать фамилию сантехника, на случай, если ЖЭО будет отрицать свою вину.
3. Потребовать от ЖЭО как можно быстрее составить акт о факте аварии, в котором должна быть обязательно проставлена причина аварии. Копию акта обязаны Вам предоставить. На основании акта ЖЭО составляется дефектная ведомость, в ней должны быть указаны ремонтные работы, которые следует провести в Вашей квартире (побелить потолки, заменить паркет и т.д.). К дефектной ведомости прикладывается смета, на основании которой ЖЭО выделяет деньги на ремонт. Все копии этих документов Вы имеете право потребовать с ЖЭО. Если эти документы Вам не предоставляют, Вы можете обратиться в вышестоящую организацию с жалобой.
4. С момента составления дефектной ведомости и сметы между Вами и ЖЭО, по существу, заключается договор на ремонтные работы. Вы вправе в письменном виде уведомить ЖЭО, что Вы требуете произвести ремонт.
Копию этого заявления с отметкой о принятии сохраните. У ЖЭО появляется обязанность в срок и качественно отремонтировать Вашу квартиру.
5. Как известно, наши эксплуатационные организации не всегда расторопны, когда дело касается ремонта. Поэтому, если Вам сразу не выдали акта, дефектной ведомости или сметы, начинайте писать в местные органы власти жалобы или воспользуйтесь услугами других организаций (например, бюро по ремонту квартир или каких-нибудь частных фирм) для составления этих документов. Оплатите их услуги по составлению документов, Вам эти деньги потом вернет ЖЭО (не забудьте взять квитанции).
6. Если организация несвоевременно приступила к ремонту, то Вы можете заключить договор с любой другой ремонтно-строительной организацией и потребовать от ЖЭО возместить Вам расходы на ремонт, обязательно показав в ЖЭО документ, на основании которого Вы заплатили за ремонт (квитанция, справка, договор и т.д.). Основание - ст.29 Закона РФ "О защите прав потребителей".
7. В соответствии с той же статьей, Вы имеете право потребовать через суд взыскания неустойки за просрочку начала или окончания ремонта.
8. Не забудьте указать в исковом заявлении, что незаконными действиями ЖЭО Вам был причинен моральный вред и просите суд на основании ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" его взыскать. Слишком большую сумму не требуйте, ведь все наши ЖЭО не слишком богатые организации.
9. Если в результате аварии пострадали Ваша мебель или ковры, Вы имеете право потребовать возмещения Ваших убытков по приведению этих вещей в нормальное состояние (стоимость химчистки, ремонта мебели и т.д.). Обязательно приложите к исковому заявлению копии квитанций о стоимости ремонта (оригиналы квитанций покажете в суде).
10. Если после аварии в квартире невозможно проживание, снимайте другую квартиру, заключайте договор аренды. Все деньги, которые Вы за это заплатите, Вам тоже вернутся. Главное, чтобы был документ, удостоверяющий Ваши расходы.
В соответствии со ст. 142 ЖК РСФСР граждане обязаны бережно относиться к санитарно-техническому или иному оборудованию, соблюдать правила пожарной безопасности и т.д., потому что если какая-нибудь авария случилась по вине жильца, то отвечать будет не ЖЭО, а виновный. Чтобы этого не произошло, внимательно следите за состоянием Вашей квартиры.
|