На главную     Новости     О городе     Администрация города     Социальная сфера     Экономика города     Гостям и жителям     Справочная информация     Ссылки 
   Версия для слабовидящих     КАРТА города   
   
Промышленность Транспорт Связь Торговля Социально-экономические показатели Основные направления развития отраслей городского хозяйства и социальной сферы Рабочая группа по выработке мер противодействия финансовому кризису Межведомственная комиссия при Администрации города Смоленска по налоговой политике
 

I. Тенденции и проблемы экономического развития города Смоленска в 2010 году


Основной характеристикой состояния экономики города в 2010 году является переход от спада к восстановительному росту. Улучшение основных показателей экономического развития города Смоленска в 2010 году свидетельствует о преодолении последствий финансово-экономического кризиса.

Так, наблюдается устойчивый рост промышленного производства по трем основным видам деятельности. Индекс промышленного производства составил 107,5%. Основной вклад в прирост промышленного производства внесла сфера деятельности «обрабатывающие производства» - рост 112,9%. По предприятиям, производящим и распределяющим электроэнергию, газ и воду, наблюдается падение - 94,6%.

Наибольший рост продемонстрировали организации следующих видов деятельности:

- производство готовых металлических изделий (индекс производства 126,3%)

- производства электрооборудования (индекс производства 124,3%)

- издательская и полиграфическая деятельность (индекс производства 124,4%)

- производство прочих неметаллических минеральных продуктов (индекс производства 120,3%)

- производство машин и оборудования (индекс производства 112%)

- производство транспортных средств и оборудования (индекс производства 111,9%)

- ювелирные и прочие производства (индекс производства 111,6%).

Продолжается спад производства по группе предприятий, производящих пищевые продукты, на 11,1%.

В 2010 году объем отгруженных товаров промышленного производства в действующих ценах достигнут в объеме 52 млрд. руб., что на 23,5% превышает докризисный показатель.

В 2010 году оживилась ситуация на потребительском рынке. Оборот розничной торговли в товарной массе увеличился на 30,1% и составил по крупным и средним организациям 21,3 млрд. руб. Оборот общественного питания увеличился на 13,4%. Объем платных услуг увеличился в сопоставимой оценке на 2%.

За 2010 год в городе создано 95 предприятий торговли, 10 предприятий общественного питания и 40 предприятий бытового обслуживания. Расширена сеть магазинов «Магнит», «Микей», «Фортуна», «Дикси», «Сударушка». Открыты торговый центр «Фреш Маркет», универсам «Нахимовский», предприятие общественного питания «Макдональдс», кафе «Сытый генерал» и «Мандариновый гусь», завершена реконструкция ресторана «Витязь».

В экономике города возрастает роль малого бизнеса, который не только обеспечивает потребности населения в товарах и услугах, но и создает дополнительные рабочие места. Сказывается положительный эффект заложенной за прошедшие годы системы муниципальной поддержки малого предпринимательства: в городе принята и реализуется третья по счету программа, которая рассчитана на период 2010-2012 годов. Среди налоговых источников, формирующих доходы бюджета города, 12,2% составляют поступления по единому налогу на вмененный доход, который уплачивается в основном малыми, средними предприятиями и частными предпринимателями. За 2010 год в бюджет города Смоленска по единому налогу на вмененный доход поступило на 10% больше, чем за 2009 год.

Общий объем налоговых платежей , перечисленных в 2010 году в бюджетную систему Российской Федерации хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории города, увеличился на 16,7% и составил 12,9 млрд. руб. В составе основных налогов выросли поступления по налогу на прибыль (на 30,4%), налогу на добавленную стоимость (на 18%), налогу на доходы с физических лиц (на 5,7%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 14,8%).

Отмечен рост реальных доходов населения. За 2010 год он составил 6,5%. Среднемесячные среднедушевые доходы населения составили 14954 рублей и увеличились по сравнению с 2009 годом на 15,7%.

Основным источником доходов работающих граждан является заработная плата. Средняя номинальная заработная плата работающих в крупных и средних организациях в 2010 году составила 17960,2 руб. и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 12,3%. Реальная заработная плата одного работника за 2010 год, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, увеличилась на 3,4%.

Уровень жизни характеризуется не только размером зарплаты, но и регулярностью ее получения. Наибольшая суммарная задолженность в 2010 году по заработной плате по наблюдаемым Госкомстатом видам экономической деятельности сложилась на начало мая в размере 29,5 млн. руб. Основная причина – отсутствие собственных средств у строительных организаций и предприятий обрабатывающих производств. По состоянию на 1 декабря 2010 года суммарная просроченная задолженность снижена до 17,1 млн. руб.

Численность работающих в крупных и средних организациях города в декабре 2010 года составила 115,7 тыс. человек (с учетом совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и увеличилась по сравнению с декабрем прошлого года на 2,3%. В результате, уменьшилось на 15,5% количество безработных граждан. По состоянию на 1 января 2011 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 2413 незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, из них официально зарегистрированы в качестве безработных 2013, (для сравнения, на 1 января 2009 года соответственно 2803 и 2381).

Регулирование ситуации на рынке труда посредством реализация мероприятий Программы содействия занятости населения города Смоленска и Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда позволило удержать уровень регистрируемой безработицы на отметке 1,09% (для сравнения в 2009 году – 1,36%), что ниже среднего показателя по России. На тысячу жителей города приходится 6,4 официально зарегистрированных безработных. Практически каждый гражданин, обратившийся в городскую службу занятости, получает квалифицированную помощь, либо вовлекается в ту или иную программу, направляется на переобучение либо сориентирован на занятие предпринимательской деятельностью. В 2010 году заключено 97 договоров с безработными гражданами о предоставлении им субсидии за счет средств федерального бюджета для организации собственного дела. В рамках этих договоров создано 20 дополнительных рабочих мест, на которые трудоустроены граждане, ранее официально признанные безработными.

К концу 2010 года в городе Смоленске наблюдается положительная динамика показателя «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования». За 2010 год объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям составил 5,7 млрд. руб., или 123% в сопоставимых ценах к 2009 году.

В 2010 году сдано в эксплуатацию 2630 новых благоустроенных квартир общей площадью 197,4 тыс. кв. метров, что на 6,1% больше, чем в 2009 году. В том числе индивидуальными застройщиками введено 65,4 тыс. кв. м общей площади жилья, что в 1,6 раза больше, чем в 2009 году.

Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций является одной из наиболее важных задач, стоящих перед Администрацией города Смоленска. С этой целью постоянно совершенствуется нормативная база градостроительной деятельности и территориального планирования. В соответствии с утвержденным Генеральным планом города и Правилами землепользования разрабатываются проекты комплексной застройки новых жилых микрорайонов, как многоэтажной, так и индивидуальной. Разрабатывается проект регенерации исторического центра города Смоленска. Создана и развивается Информационная система обеспечения градостроительной деятельности в составе геоинформационной системы города Смоленска, ведутся работы по обновлению цифровых топографических планов.

На территории города Смоленска за счет средств федерального и областного бюджетов осуществляется строительство ряда крупных социальных объектов, таких как федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, физкультурно-оздоровительный комплекс и др.

За счет средств бюджета города Смоленска ведется реконструкция ряда поликлиник, больниц, домов культуры, спортивных площадок школ, строятся новый детский сад, футбольные поля для детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, троллейбусная линия, котельные, станции обезжелезивания и другие социально значимые объекты.

Важной составляющей в решении вопросов развития города и увеличения объема инвестиций является комплекс мероприятий, связанных с подготовкой и проведением в 2013 году празднования 1150-летия основания города Смоленска, утвержденный Правительством Российской Федерации на 2010-2013 годы. Разработана городская долгосрочная целевая программа «Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска» на 2010-2013 годы с общим объемом финансирования за счет средств бюджета города свыше 2 млрд. руб. К знаменательной дате планируется осуществить мероприятия по развитию и модернизации городской инфраструктуры, реконструкции улично-дорожной сети, сохранению исторического и культурного наследия города Смоленска. Реализация программы будет способствовать формированию нового привлекательного облика города, создаст условия для развития туризма, привлечения инвестиций и превращения Смоленска в визитную карточку России на ее западных рубежах.

Принятые Правительством Российской Федерации антикризисные меры позволили Администрации города Смоленска активизировать все имеющиеся инструменты экономической и социальной политики для минимизации влияния кризиса на уровень социального развития Смоленска. В центр социально-экономической политики, проводимой Администрацией города Смоленска, поставлены интересы смолян, улучшение условий их жизни.

В 2010 году в интересах социально-экономического развития города продолжена работа по решению задач, намеченных приоритетными национальными проектами, долгосрочными федеральными, региональными и городскими программами.

В период 2009-2010 годов в Смоленске проводился капитальный ремонт многоквартирных жилых домов и осуществлялось переселение граждан из аварийных жилых домов с привлечением средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. В результате успешной реализации мероприятий, предусмотренных программами по капитальному ремонту и переселению на 2009 год, в 2010 году до 402,8 млн. руб. увеличен объем средств, выделенных Фондом (в 2009 году объем финансирования составил 283,2 млн. руб.).

В рамках программы «Новые дороги городов «Единой России» в 2010 году за счет средств федерального бюджета отремонтировано 429 тыс. кв. м дорожного покрытия на 105 улицах города.

Обновляется подвижной состав городского пассажирского транспорта – приобретаются новые автобусы и трамваи для муниципальных транспортных предприятий. Так, в 2010 году приобретено 10 трамваев и 15 автобусов. Идет процесс замены автобусов малой вместимости на более современные и комфортабельные машины большей вместимости. Постоянно ведется работа по развитию и оптимизации маршрутной сети и транспортной инфраструктуры.

Завершено обеспечение жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет до 1 марта 2005 года, осуществляются мероприятия по обеспечению жильем ветеранов войны 1941-1945 годов, вставших на учет после этой даты.

Социальная сфера является основным приоритетом в деятельности Администрации города, на финансирование которой ежегодно направляется более половины средств бюджета города.

Приняты и реализуются 15 целевых программ и 4 инвестиционных программы, в рамках которых решаются задачи сохранения социальных гарантий населению, улучшения качества предоставляемых учреждениями социальной сферы услуг, обеспечения доступности жилья для людей с различным уровнем доходов, повышения эффективности жилищно-коммунальной сферы, создания комфортных условий для проживания.

Обновление медицинского оборудования за счет бюджета города и в рамках проекта «Здоровье» принесло ощутимую пользу - появились приборы, позволяющие выявить заболевания на ранних стадиях развития, что, способствует сокращению уровня смертности. Реальным шагом в укреплении первичного звена здравоохранения стало оснащение поликлиник новым диагностическим оборудованием, осуществление денежных выплат врачам общей практики, участковым врачам-терапевтам и врачам-педиатрам, медицинским сестрам. Положительный общественный резонанс получило оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов по родовым сертификатам. В итоге лечебные учреждения получают дополнительные денежные средства, которые направляются на увеличение заработной платы, приобретение оборудования. Ежегодное проведение компаний по дополнительной диспансеризации и вакцинации стало важной составляющей в профилактике заболеваний.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные обучающие программы, ежегодно участвуют и становятся победителями смоленские школы. Учителя городских школ ежегодно побеждают в областном конкурсе на звание «Лучший учитель». Выплачивается дополнительное вознаграждение преподавателям школ за классное руководство. Анализ результатов, которые демонстрируют выпускники школ города, участвующие в итоговой аттестации по технологии единого государственного экзамена, показывает стабильность работы образовательных учреждений.

К важному достижению социальной политики можно отнести положительную динамику по основным демографическим показателям: устойчивую тенденцию роста рождаемости, снижения уровня смертности и, как следствие, замедление темпов сокращения численности населения города Смоленска.

Увеличение государственных вложений в социальную сферу, направленных на улучшение качества жизни населения, способствовало некоторому увеличению продолжительности жизни смолян. Так, по данным Госкомстата в 2008 году по сравнению с 2005 годом средняя продолжительность жизни у женщин увеличилась на 1,5 года, у мужчин – на 2,4 года.

 

Наряду с достигнутыми результатами в социально-экономическом развитии города Смоленска существует ряд проблем, в том числе проявившихся под воздействием экономического кризиса.

Анализ демографической ситуации свидетельствует, что численность населения продолжает сокращаться. В качестве причин сокращения численности населения города можно привести следующие:

- превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, что приводит к естественной убыли населения;

- низкая продолжительность жизни населения, обусловленная, в основном, высокой смертностью граждан трудоспособного возраста;

- отсутствие должного уровня регулирования внутренней и внешней миграции, способной в значительной степени компенсировать естественную убыль населения;

- высокий уровень заболеваемости, распространенность алкоголизма, наркомании, табакокурения.

Основными факторами, негативно влияющими на развитие системы здравоохранения города являются прежде всего:

- старение населения, ведущее к увеличению абсолютной численности и удельного веса лиц старше трудоспособного возраста, которым необходимы ресурсоемкие и дорогостоящие виды лечения;

- диспропорция между ростом потребности населения в объемах и качестве лечебно-профилактической помощи и степенью удовлетворения этой потребности.

Система образования города по некоторым направлениям отстает от возрастающих требований современной жизни, запросов общества и государства. Основные причины этого заключаются в следующем:

- в системе дошкольного образования 72 учреждения, которые посещают 12816 детей, очередь на получение места в детский сад по состоянию на 25.01.2011 насчитывает 8300 детей;

- детские дошкольные учреждения переукомплектованы на 32%, что усложняет организацию образовательно-воспитательного процесса;

- вследствие невысокой заработной платы работников отрасли снижена привлекательность педагогических специальностей;

- сфера образования имеет слабую инвестиционную привлекательность;

- из-за недостаточного финансирования не выполнялась в полной мере городская программа «Реконструкция спортивных комплексов и площадок в школах города Смоленска»;

- значительная часть зданий образовательных учреждений требует проведения капитального ремонта, т.к. техническое состояние многих зданий и жизнеобеспечивающих систем (отопление, водоснабжение, канализация) не соответствует санитарным требованиям.

Сегодняшний уровень обеспеченности населения города физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями не отвечает современным требованиям. В областном центре действуют 572 спортивных сооружения, в которых систематически занимаются физкультурой и спортом около 75 тыс. чел., что составляет 23,8% от общей численности населения города. Действующие спортивные сооружения не удовлетворяют в полной мере потребности населения города в занятиях физической культурой и спортом.

В современных условиях изменилась роль и функции учреждений культуры, повысились требования к качеству предоставляемых услуг, которое находится в прямой зависимости от состояния материально-технической базы учреждений. В этом отношении муниципальные организации культуры нельзя признать конкурентоспособными по сравнению с другими имеющимися в городе организациями, где население проводит свой досуг. Причиной является недостаточное финансирование отрасли, что не позволяет провести модернизацию центров досуга, приобрести специальное оборудование, музыкальные инструменты, развивать информационные технологии, выполнять в необходимом объеме капитальный и текущий ремонт зданий.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников социально-культурной сферы в значительной мере отстает от средней заработной платы по городу. Так, например, в 2010 году в расчете на одного работника муниципальных учреждений образования заработная плата составила 8,6 тыс. руб., учреждений культуры – 5,7 тыс. руб. руб., в то время как средняя заработная плата по городу составляет 17 тыс. руб. Низкий уровень заработной платы является основной причиной нежелания молодых специалистов работать в этих отраслях.

Из бюджета Смоленской области выделяется недостаточно средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В пределах средств, выделенных из областного бюджета, в 2010 году приобретено 8 квартир, в 2009 году - 21 квартира . Недостаточное финансирование приводит к образованию очереди среди лиц из числа детей-сирот. По состоянию на 01.01.2011 числится 211 детей, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, из них 38 человек достигли 18-летнего возраста.

Несмотря на ежегодное выделение бюджетных средств на капитальный ремонт объектов жилищного хозяйства, объем их крайне недостаточен, так как техническое состояние жилищного фонда характеризуется высоким уровнем износа: 24% общего числа многоквартирных домов имеют процент износа более 65%. Учитывая техническое состояние многоквартирных домов, фактическую продолжительность их эксплуатации, можно сделать вывод, что около 40% многоквартирных домов нуждаются в проведении капитального ремонта.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры также характеризуется высоким уровнем износа, что не позволяет предоставлять населению города коммунальные услуги надлежащего качества.

По существующему состоянию водопроводных сетей, находящихся на балансе СМУП «Горводоканал», необходима замена 142 км, что составляет 31% от их общей протяженности. Требуется замена 65 км изношенных канализационных сетей – 16,1% их общей протяженности. Износ водопроводных сетей составляет 55,2%, износ оборудования системы очистки стоков достигает 80%. В городе отсутствует централизованная система ливневой канализации, неэффективна система аэрации.

Износ объектов теплоснабжения, эксплуатируемых МУП «Смоленсктеплосеть», составляет 80%, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций. В замене нуждается 61% тепловых сетей – 210 км.

Основными проблемами в системе городского пассажирского транспорта являются:

- старение парка подвижного состава муниципальных транспортных предприятий как пассажирского, так и спецтехники;

- изношенность ремонтной базы транспортных предприятий;

- проблема перевозки пассажиров привлеченными на муниципальные маршруты автобусами малой вместимости с промежуточных остановок;

- отсутствие средств связи для контроля за работой пассажирского транспорта;

- отсутствие современных систем контроля оплаты проезда граждан и учета количества пассажиров льготных категорий.

Эксплуатационное состояние улично-дорожной сети – одна из важнейших проблем города. Особенности развития транспортной инфраструктуры города - радиальная сеть дорог, относительно узкие улицы и отсутствие достаточного количества окружных дорог приводят к снижению скорости движения автотранспорта вплоть до остановки в часы «пик», ухудшению безопасности дорожного движения и экологической обстановки в городе. Основные магистрали города с трудом выдерживают возросшие нагрузки и интенсивность движения автотранспорта.

 


для обращений по фактам неформальной занятости, задержки (невыплаты) заработной платы


Награды Смоленска


Герои Смоленска


Международные и межмуници-
пальные связи






Городские программы


Я жду тебя, МАМА!


Здоровое поколение


О памятниках истории и культуры города


Реформа ЖКХ


Инвестиции

Муниципальный заказ


Малое
и среднее
предпринима-
тельство

Правила
землепользова-
ния и застройки

Кадастровая
оценка земель
г. Смоленска

Публичные
слушания

Детский
путеводитель
по городу
Смоленску

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

Официальный интернет-портал правовой информации


Антитеррор

Центр занятости
населения
г.Смоленска





Правила благоустройства города Смоленска, утвержденные постановлением Администрации города Смоленска от 31.03.2014 № 568-адм



 
Почтовый адрес Администрации города Смоленска: 214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 1/2.
E-mail Администрации города Смоленска: smol@smoladmin.ru
 
© Комитет по информационным ресурсам и телекоммуникациям Администрации г. Смоленска.
Положение о сайте